Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Школы
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
5 октября 2016 года
Покой нам только снится!
Председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ дала интервью областному радио
 
  Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ
Тамара Бирюкова.
Фото: Людмилы Тореевой.
В День учителя, 5 октября, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова дала интервью областному радио. В нем она рассказала о недавней встрече лидеров региональных организаций Общероссийского профсоюза образования с министром образования и науки России Ольгой Васильевой и о ситуации в системе образования Воронежской области. Текст интервью мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.

- Тамара Андреевна, с 23 по 27 сентября в Сочи прошел семинар-совещание руководителей органов управления образованием регионов и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования. В рамках этого масштабного мероприятия состоялась встреча с новым министром образования Ольгой Васильевой. Каковы ваши впечатления?

- На меня и на моих коллег очень благоприятное впечатление произвело то, что Ольга Юрьевна прекрасно понимает, кто такой Учитель и какова его роль в формировании будущего страны. К большому сожалению, за последние тридцать лет это первый министр образования, которому не требуется объяснять азбучные истины. Незнание азбучных истин предшественниками Васильевой привело к тому кризису в системе образования России, который в той или иной степени коснулся всех нас. В сложившейся ситуации Ольга Юрьевна, говоря языком экономистов, взяла на себя роль антикризисного управляющего.

- Какие первоочередные меры предлагает новый министр для того, чтобы вывести российское образование из кризиса?

- Главный посыл Васильевой заключается в отмене позорного понятия образовательной услуги. На протяжении ряда лет лучшие учителя страны, общественные деятели, наш Профсоюз – все вместе мы пытались доказать властям, что школу нельзя превращать в контору по отпуску образовательных услуг, что между продавцом и учителем лежит пропасть, которой никогда не суждено исчезнуть. Сколько копий на этом было сломано! Но все впустую – власти не захотели нас услышать. А сегодня новый министр образования говорит, что педагог, наряду с врачом и священником, это миссия, это служение людям…

- О чем еще говорила Ольга Васильева?

- О воссоздании единого образовательного пространства и единой системы оплаты труда учителей; об освобождении учителей от «бумажной работы»; о карьерном росте учителей; о совершенствовании профессионального стандарта педагога; о том, что из оценки эффективности работы школы будут исключены результаты Единого государственного экзамена; о необходимости возврата к советскому трудовому воспитанию школьников и вообще о возрождении многих традиций именно советской школы… А самое главное, о чем мне и моим коллегам приятно было услышать – это о том, что ничего больше не будет делаться без согласования с Профсоюзом.

- Что имеется в виду под воссозданием единого образовательного пространства?

- То, что обучающиеся всех школ страны должны получать одни и те же знания в одном и том же объеме. Ольга Юрьевна привела такой пример: сейчас для начальной школы разработано 405 вариантов учебников, а должно быть, по ее мнению, не более трех учебников.

- Да, действительно, 405 учебников – это нонсенс. А вот вторая позиция, о которой вы упомянули: единая система оплаты труда… Это как понимать? Как возврат к тарифной сетке, единой для всей страны?

- Нет, об этом речь не шла. Ольга Юрьевна говорила лишь о том, что базовая часть заработной платы труда должна составлять не менее 70 проц. от общего заработка педагога, соответственно стимулирующая часть не должна превышать 30 проц. Такое соотношение основной и стимулирующей частей зарплаты Васильева считает оптимальным. Также новый министр настаивала на принципе абсолютной прозрачности и понятности начисления зарплаты для педагога.

- А вас удовлетворяет такая постановка вопроса?

- Только как первый шаг. Который как никогда актуален, тем более для нашей Воронежской области.

- Почему именно для нас?

- Если какие-то два-три года тому назад Воронежская область была в числе передовиков по уровню окладов педагогических работников, то сегодня мы плетемся в хвосте. Есть регионы, оклады педагогов в которых выросли до 13–16 тыс. руб. А мы застыли на уровне 7–8,5 тыс. руб. и никуда не движемся.

По указу президента России зарплата педагога не должна быть ниже средней по региону. У нас среднерегиональная зарплата около 26 тыс. руб. А теперь представьте, с какими нагрузками должен работать учитель в Воронежской области, чтобы заработать 26 тыс. руб. при окладе ниже 10 тыс. руб. Это полторы-две ставки. Плюс тетради, которые необходимо проверить, воспитательная работа с учащимися, встречи с родителями и так далее. А ведь учителям надо еще готовиться к урокам… Вот и получается, что педагоги в Воронежской области работают с огромными перегрузками, против чего, кстати, категорически высказалась новый министр.

- Что в этой ситуации предпринимает Воронежский обком профсоюза?

- Переговорный процесс с областными властями о необходимости увеличения окладов педагогов начался еще в феврале этого года. Но достичь какого-то консенсуса нам тогда не удалось. А летом проблема заявила о себе с новой силой. Дело в том, что, начиная с 1 июля этого года под давлением профсоюзов страны минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был увеличен с 6 тыс. 204 руб. до 7 тыс. 500 руб. То есть стал больше почти на 1 тыс. 300 руб. Это позволило хоть как-то улучшить положение учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, заработная плата которого зачастую не превышает МРОТ.

Мало того, что в нашей области не были приняты соответствующие законодательные акты, так ведь и дополнительные средства на эти цели до сих пор еще не выделены. В результате повышение заработных плат неквалифицированного персонала произведено за счет квалифицированного, из стимулирующей части фонда оплаты труда.

Параллельно возникла другая проблема: произошло выравнивание оплаты труда за квалифицированный и неквалифицированный труд. А все потому, что оклады большинства педагогов в нашей области либо ниже нового МРОТ, либо незначительно его превышают. Например, оклад педагога дополнительного образования и тренера-преподавателя – 7 тыс. 20 руб., оклад воспитателя – 7 тыс. 245 руб. Даже оклад директора техникума или колледжа всего 7 тыс. 960 руб.

В Профсоюзе уважают любой труд, но мы категорически против того, чтобы педагогические работники и техперсонал получали одинаково. Мы произвели необходимые расчеты, которые показали, что оклады педагогических работников должны быть увеличены не менее чем на 2–2,5 тыс. руб.

Обком профсоюза направил губернатору нашей области Алексею Васильевичу Гордееву обращение с требованием выделить средства не только на повышение МРОТ, но и на повышение окладов педагогических работников.

В подобной ситуации оказались не только работники образования, но и работники других бюджетных отраслей – здравоохранения и культуры. Поэтому в последних числах сентября уже Ассоциация работников бюджетной сферы Воронежской области поставила перед губернатором вопрос о выделении средств на доплаты до МРОТ младшему обслуживающему персоналу, работающему в сферах образования, здравоохранения и культуры.

На заседании территориальной трехсторонней комиссии Воронежа по регулированию социально-трудовых отношений, которая состоялась 20 сентября, я как член комиссии предложила коллегам поставить аналогичный вопрос в отношении обслуживающего персонала организаций дошкольного и дополнительного образования перед Воронежской городской Думой. Комиссия меня поддержала.

- Тамара Андреевна, откуда деньги, если на дворе очередной экономический кризис?

- Профсоюзы не снимают со своей повестки дня вопрос о чудовищной несправедливости, при которой половина богатств нашей страны принадлежит одному проценту населения. Даже в царской России не было такого расслоения, когда кто-то получает 5 млн руб. в день, а кому-то платят 7,5 тыс. руб. в месяц. Да и то – «грязными»! Причем этих денег заведомо не хватает на самые минимальные потребности, на самое жалкое существование…

Так что деньги в стране есть. Осталось восстановить принцип справедливости, безупречно зарекомендовавший себя в прежние годы.

В дореволюционной России зарплата учителя гимназии в пересчете на нынешние деньги составляла почти 130 тыс. руб. в месяц. Это данные Счетной палаты Российской Федерации.

Или другой пример. В начале этого года Всероссийский центр уровня жизни привел данные о том, что вузовский доцент, в семье которого двое детей, должен получать от 112 тыс. руб. до 176 тыс. руб. в месяц. И это по самым скромным подсчетам! А у нас вузовский доцент зачастую получает меньше школьного учителя! Спрашивается, где справедливость? А без справедливости нет движения вперед…

В Воронеже на городском педсовете, состоявшемся 29 августа, молодая талантливая учительница математики из учебно-воспитательного комплекса № 1 Анна Андреевна Плотникова самой главной проблемой, волнующей ее ровесников-коллег, назвала низкую заработную плату. И действительно, как молодому учителю прожить на 15 тыс. руб. в месяц «грязными», которые он получает на ставку? Разве хватит этих денег на то, чтобы оплачивать «коммуналку», одеваться, питаться, да еще и содержать семью, если она вдруг появилась? А семьи, как известно, в преобладающем большинстве случаев в молодом возрасте и появляются.

Так 15 тыс. руб. «грязными» по нашим воронежским меркам – это еще и очень хорошо. Такую зарплату на ставку молодые учителя получают благодаря обкому профсоюза, который добился для них доплат в размере от 20 до 30 проц. в течение первых пяти лет работы. В противном случае молодые учителя получали бы совсем мало…

- Что еще запомнилось из встречи с министром образования?

- Тот особый акцент, который Ольга Васильева сделала на решении проблемы сокращения «бумажной нагрузки» на учителей.

Помните заезженный анекдот? Учитель обращается к директору: «Уберите детей, они мешают нам писать отчеты».

Сегодня дошло уже до того, что талантливые выпускники педуниверситета отказываются идти работать в школы после того, как узнают, какое количество бумаг им придется готовить.

Работу по решению вопроса, связанного с бумажным валом, который обрушился на школы, Воронежский обком профсоюза инициировал еще в начале 2016 года. В феврале было проведено заседание рабочей группы обкома, где присутствовали и высказывали свое мнение директора ведущих школ Воронежа и области. На данном заседании были выработаны предложения по оптимизации отчетности в образовательной организации и направлены в областной департамент образования, науки и молодежной политики. Департамент инициативу поддержал, создал свою рабочую группу по разработке нормативных актов для оптимизации отчетности в сфере образования. Это на уровне нашей области.

А вскоре этот вопрос был поставлен Общероссийским профсоюзом образования на уровне страны. После чего на заседании Госсовета председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил, что лишь 30 проц. отчетов школы выполняют по заданию органов управления образованием, остальные 70 проц. – по заданию «посторонних организаций».

И, как результат, появились «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» за подписью заместителя министра образования Натальи Третьяк и председателя нашего Профсоюза Галины Меркуловой, которые были направлены в регионы.

В письме-рекомендации было определено, какие документы школа должна разместить на своем сайте для того, чтобы контролирующие органы могли их оттуда брать. Особое внимание обращено на то, какие документы должна вести администрация, а следовательно, ведение этой документации не может вменяться в обязанности учителей. Если им и предлагается подготовка этих документов, то только на добровольной основе с их письменного согласия и за дополнительную плату, размер которой определяется по соглашению сторон. Кстати, об этом говорится и в Трудовом кодексе Российской Федерации – статьи 60.2 и 151.

В ходе семинара в Сочи министр образования Ольга Васильева заявила, что будет «очень жестко требовать эти рекомендации выполнять». По ее словам, у учителя должно быть всего три документа – «рабочая программа, классный журнал и дневник».

– Хорошо бы, чтобы все, о чем сказала министр, было выполнено. Что еще интересного было на встрече?

- Очень содержательным показался разговор о профстандарте педагога. В соответствии с приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544Н (в редакции от 25.12.2014 года № 1115Н) начало применения работодателями профессионального стандарта «Педагог» было определено с 1 января 2017 года.

Однако в мае 2016 года Центральный совет Общероссийского профсоюза образования обратился к прежнему министру Ливанову с просьбой перенести срок начала применения профстандарта на 1 сентября 2020 года в связи с необходимостью продолжения апробации и отсутствием реальных условий для его применения на территории страны. После проведения ряда консультаций Ливанов принял решение поддержать предложение Профсоюза о переносе даты начала применения профстандарта «Педагог», правда, не на 1 сентября 2020 года, а на 1 сентября 2019 года.

Новый министр образования на встрече в Сочи много говорила о необходимости более тщательной проработки профстандарта.

В том числе речь шла о формировании национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными результатами аттестации. Предполагается ввести такие уровни, как «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Однако в ходе этого разговора Профсоюз дал понять новому министру, что будет жестко стоять на позиции переноса сроков введения данной системы до тех пор, пока не будет сформирована правовая нормативная база, сохраняющая все социальные гарантии, предоставляемые учителю (досрочная пенсия, длительный отпуск и так далее).

А вот идею Ольги Васильевой о трудовом воспитании школьников все поддержали. Действительно, школе сегодня необходимо вернуться к урокам технологии, которые будут включать: для девочек – уроки домоводства, кулинарии, шитья; для мальчиков – работу в столярных и слесарных мастерских, агрокружках и кружках робототехники. А то мы до абсурда уже дошли: парень вырастает, а ничего в доме своими руками сделать не может – ни гвоздя забить, ни вывалившуюся розетку прикрутить.

Ольга Юрьевна привела в пример недавний случай жалобы родителей в прокуратуру на то, что учитель заставил их сына, обучающегося в четвертом классе, протереть тряпкой доску…

- Действительно: нарочно не придумаешь! Тамара Андреевна, какие еще вопросы волнуют сегодня областную организацию профсоюза, так сказать, на своем, региональном уровне?

- В Общероссийском профсоюзе образования 2016 год объявлен годом правовой культуры. Поэтому вопросам правовой культуры членов профсоюза в Воронежской области в этом году уделяется особое внимание.

Для руководителей образовательных организаций Воронежа обкомом профсоюза была создана Школа правовых знаний. Обучение в Школе проводятся на добровольной основе. Изначально предполагалось, что желание обучаться в ней изъявят только недавно назначенные руководители. Это где-то процентов пятнадцать-двадцать от их общего числа. Но по факту оказалось, что 90 проц. нуждаются в правовом ликбезе. Законодательство в наше время меняется стремительно, а систематическим обучением руководителей органы управления образованием не занимаются, что имеет свои негативные последствия.

В марте областная организация профсоюза приняла участие в Общероссийской профсоюзной проверке образовательных организаций на предмет соблюдения руководителями трудового законодательства при заключении трудовых договоров с работниками и ведении трудовых книжек. Была выявлена масса нарушений. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что в трудовые договоры работников руководителями не вносятся такие условия, как сроки выплаты заработной платы, объем учебной нагрузки, продолжительность отпусков и так далее. Большое число договоров содержит условие о 36-часовой рабочей неделе у учителей, несмотря на то, что их фактическая нагрузка в полтора-два раза меньше. По некоторым договорам доходило просто до смешного: в них были внесены пункты о том, что педагог обязан заниматься косметическим ремонтом в классе, обеспечивать выполнение законодательства Российской Федерации по гражданской обороне и мобилизационной подготовке, не разглашать охраняемую законом тайну. Какую тайну? Непонятно….

За неимением времени не буду подробно останавливаться на этом вопросе, скажу только, что сегодня нами достигнута договоренность с руководителем департамента образования области Олегом Николаевичем Мосоловым о том, что на ближайшем совещании руководителей муниципальных органов управления образованием главный правовой инспектор труда обкома профсоюза подробно расскажет об итогах проверки. В дальнейшем институт развития образования будет привлекать нашего юриста к участию в семинарах и совещаниях с руководителями образовательных организаций.

Убеждена, что власть и профсоюз должны и дальше идти по пути укрепления соцпартнерских отношений.

Благодаря соцпартнерским отношениям, которые сложились у обкома профсоюза с губернатором Алексеем Васильевичем Гордеевым, в Воронеже построены три льготных дома для работников образования почти на тысячу квартир общей площадью 53 тыс. квадратных метра. Цена квадратного метра «под ключ» – 29 тыс. руб., что почти вдвое ниже рыночной цены, сложившейся в Северном районе, где располагаются дома. Квартиры в них приобрели 988 работников образования, из них 350 – работники вузов. В рамках федеральной программы строительство льготных домов ведется сегодня и в некоторых других регионах России. Только по масштабам воронежской стройке нет равных.

Спасибо Алексею Васильевичу за то, что он поверил в наш профсоюз! Со своей стороны мы доказали губернатору, что являемся работоспособной организацией, которой любое дело по плечу, даже строительство домов.

Первый дом был сдан в эксплуатацию в декабре прошлого года, оставшиеся два – 29 августа. Поэтому не случайно, что на областном августовском совещании, состоявшемся в тот же день, председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова, которая специально ради этого приехала из Москвы в Воронеж, вручила Алексею Васильевичу высокую профсоюзную награду – знак Центрального совета «За социальное партнерство».

Однако сегодня не могу не сказать о том, что в строительстве смогли принять участие только те работники, у кого были какие-то сбережения или кому помогли родственники. Но ведь среди педагогов есть и такие, кто остро нуждается в жилье, а средств на его приобретение не имеет. Поэтому обком профсоюза поставил перед мэром Воронежа Александром Викторовичем Гусевым вопрос о создании в городе фонда служебного жилья для учителей. И мы очень надеемся на взаимопонимание со стороны Александра Викторовича. Тем более, что в этом деле нас поддержал и пообещал оказывать всяческое содействие заместить губернатора Геннадий Иванович Макин.

Надеюсь, что и дальше мы будем также плодотворно сотрудничать с нашими социальными партнерами во имя процветания системы образования города и области.

- Но, Тамара Андреевна, после завершения программы по строительству льготных домов для работников образования, разве не может профсоюз позволить себе хотя бы немножечко расслабиться?

- Да ну что вы! Покой нам, как говорится, только снится!

В 2015 году мы запустили в области новый проект – «Школу молодого педагога». К его реализации привлекли члена жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2006–2015 годах и Всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», прекрасного учителя русского языка и литературы, лучшего методиста страны Наталью Сергеевну Тихонову, которая, кстати, и сама является победителем областного этапа конкурса «Учитель года – 2001». Кроме Натальи Сергеевны, на проекте работают и другие учителя – победители областных конкурсов «Учитель года» разных лет.

В этом году провели вторую «Школу молодого педагога». И уже надо готовиться к третьей.

Мы убеждены, что в молодых учителей надо «вкладываться» по максимуму. Поэтому параллельно приступили к реализации разработанной нами программы тематических краеведческих экскурсий для молодых учителей-предметников. Ведь в нашей области за последние годы появилось столько интересных мест!

Первая экскурсия для учителей русского языка и литературы была проведена 23 сентября. Она включала посещение Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина, музея-усадьбы Дмитрия Веневитинова, дворцового комплекса Ольденбургских.

Кроме того, в области нами возрождена утраченная более тридцати лет тому назад традиция проведения смотров художественной самодеятельности образовательных организаций. Несмотря на наши некоторые сомнения, это направление работы оказалось крайне востребованным среди работников образования. А оно требует большой подготовки.


- Да, работа в профсоюзе образования, как всегда, кипит… Ну, что же, больших успехов, Тамара Андреевна, вам и вашим коллегам.

К публикации подготовила Людмила Тореева.


Ссылки по теме


Ресурсы по теме
- Vobkom.ru

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100