Мы построили
учительские дома!
ВОБКОМ.РФ
Новостная лента
Воронежского обкома
Оклад учителя –
не ниже 1,5 МРОТ
Vobkom.ru
Информационно-аналитический сайт о проблемах воронежского образования
Профсоюз,
новости
Главное
Власть
Профсоюз
ВУЗы
ПУ и ССУЗы
Школы
Детсады
Дополнительное образование
«Профсоюзный щит»
«Мой профсоюз»
«Учительская газета»
«Солидарность»
Доска объявлений
Биржа труда
 
 
 
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
Воронежская областная организация
О нас Новости Лоббизм Право Опыт
11 сентября 2009 года
Когда зарплата не есть стимул
Председатель Воронежской областной организации профсоюза Тамара Бирюкова дала интервью газете «Коммуна»
 
  Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ
Тамара Бирюкова.
Фото: Людмилы Тореевой.
Почему основная масса работников образовательной сферы живет бедно? Отчего реформы, проводимые, казалось бы, с благими целями, дают весьма странный результат? Есть ли резервы для повышения доходов педагогов? Об этом и многом другом беседуем с председателем Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой.

– Тамара Андреевна, ваше выступление на областном августовском педсовете наделало шума, причем не только своим острым содержанием. Вы нарушили регламент по времени выступления, и чиновник, ведущий совещание, не преминул вам это высказать…

– Проблем действительно много. А касательно времени выступления… На мой взгляд, совещания, подобные августовскому педсовету, проходят не для того, чтобы зафиксировать: «мероприятие проведено, регламент соблюден». Основная задача педсовета, с моей точки зрения, – перед началом нового учебного года педагогам вместе с властью обсудить все узкие места образовательной отрасли.

– Давайте поговорим о проблемах. С вашей точки зрения, какие из них являются ключевыми?


– По-прежнему низкой остается оплата труда. Сейчас, как вы знаете, у власти в отношении системы образования планов громадье: что ни день – то объявление об очередных революционных преобразованиях. Однако создание современной инновационной образовательной системы просто невозможно без достойной заработной платы педагога. Именно она прежде всего обеспечивает мотивацию к высококачественному, эффективному труду.

Минуло два года с тех пор, как в школах нашей области введена новая система оплаты труда (НСОТ). При ее введении декларировалось: хватит платить всем сестрам по серьгам, надо оплачивать качество труда педагога. И что? Реформу провели в таком виде, что школьная система содрогнулась. На протяжении всего этого времени профсоюз не раз выражал свое несогласие с рядом принципов НСОТ. Кое-каких изменений нам удалось добиться, но неизменной осталась сама суть НСОТ – увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения педагогических кадров и других категорий работников системы образования.

Причем даже высвободившиеся таким путем средства идут не на стимулирование качественного образования, хотя эта цель в НСОТ и декларируется как главная, а на доплаты до уровня зарплат по ЕТС (компенсация потерь работников в зарплате при новой системе) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Только вдумайтесь: новая система оплаты труда в Воронежской области не явилась стимулом для 47 процентов учителей! Зарплата у этой части педагогов не повысилась, а ушла в минус. И администрация вынуждена пускать заложенные на учебные расходы деньги на доплаты учителям до «дореформенного» уровня. на практике заявленный 30-процентный фонд стимулирования оказался недосягаемым для большинства педагогов.

Не все в порядке и с выплатами из фонда стимулирования: размер и стабильность выплаты премии зачастую определяются не качественными показателями, а отношением директора школы к подчиненному. НСОТ дает возможность директору платить больше «угодным» и недоплачивать «неугодным».

К сожалению, и по сегодняшний день не определены способы и критерии достоверной оценки деятельности учителя. Зачастую Положения об оплате труда принимаются без учета мнения профсоюза. Есть, к сожалению, руководители, которые школу считают своей вотчиной и требуют от работников безоговорочного выполнения его решений. Поступают жалобы на то, что директор заставляет учителя работать в школе 36 часов, а зарплату платит за 18, самостоятельно распределяет премиальный фонд, доплаты и надбавки. Причем такие случаи не единичны. Во многих коллективах в связи с введением НСОТ, особенно при распределении стимулирующей части, возникает психологическая напряженность.

– За последние годы, как известно, уменьшилось число школьников. В результате педагоги малокомплектных школ недополучают в зарплате, так как не могут обеспечить норму наполняемости классов согласно нормативам…

– Препятствует повышению качества образования и оплата за ученико-часы. То есть в классе, где обучаются 30 человек, никто, по сути, не заинтересован в росте качества: учитель и так получит больше. Свою отрицательную роль в новой системе оплаты труда сыграли и заниженные нормативы подушевого финансирования. Для того чтобы хоть как-то выжить, учителя вынуждены работать с двойной, а то и тройной нагрузкой. Сегодня мы пришли к тому, что размер заработной платы уборщицы и педагога с высшим образованием и высшей категорией оказался на одной ступени: 4330 рублей. А точнее, дифференциация составила смешные цифры – от трех до 13 рублей.

– Куда же смотрел профсоюз, когда власти затевали этот эксперимент?

– Мы были категорическим противником введения НСОТ в ее нынешнем виде. Но власти (теперь уже многих из числа реформаторов нет на прежних их должностях), прямо скажем, действовали в этом вопросе нахрапом. Забрезжили федеральные гранты в рамках комплексного проекта модернизации образования, и власти кинулись в омут НСОТ с головой. Сразу же, как только чиновники обнародовали свои планы, мы представили подробнейшие поправки. Но… власти нас не услышали.

Там, где у профсоюзных работников есть возможность умерить «реформаторский зуд» власти рамками закона, эта возможность всегда используется. Так, например, в нашей области в Законе «Об областном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 –2010 годов» не были предусмотрены суммы доплат до МРОТ и повышение оплаты труда педагогических работников на 14 процентов. Из-за чего в школах области сложилась напряженная ситуация. Профсоюз был вынужден обратиться в областную прокуратуру, которая внесла представление областной администрации об устранении выявленных нарушений законодательства, принятия конкретных мер. На заседании областной Думы были внесены изменения в закон об областном бюджете, дополнительно выделено 525,3 млн. рублей на заработную плату учителей.

– Вы нарисовали довольно-таки невеселую картину с оплатой труда в школах. А что сейчас происходит в дошкольных учреждениях?

– Бедствие. К проблеме очень низкой оплаты труда теперь еще добавилась и проблема уравниловки. Если в 2008 году зарплата в детских садах была увеличена за счет доплат в размере 1000 и 500 рублей, то с января 2009 года в ряде районов они перестали совсем выплачиваться. Правда, в Аннинском, Богучарском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Калачеевском, Кантемировском, Каширском, Ольховатском, Рамонском, Таловском, Эртильском и Хохольском районах все-таки изыскали средства на доплаты сверх минимальной заработной платы. Спасибо главам администраций этих районов за чуткое отношение к работникам дошкольных учреждений!

Власти же Воронежа профсоюзу по вопросу доплат навстречу не пошли, и они были, по сути, в городе отменены. В результате максимум, на что может рассчитывать высококвалифицированный воспитатель, работающий по 13-му разряду, – это 5 тыс. 40 руб. Разница в его зарплате и зарплате сторожа составляет всего 710 руб.

Детские кроватки, наверное, скоро будут располагаться и в коридорах детских садов, так как очередь не уменьшается, а растет. На сегодня в ней стоят уже более 16 тысяч детей.

На встрече с губернатором профсоюзу удалось договориться о назначении с 1 сентября этого года доплат работникам детских садов Воронежской области. Хотелось бы надеяться, что и городские власти поддержат инициативу губернатора.

– А как обстоят дела в начальном и среднем профобразовании?

– В Воронежской области – около сорока учреждений начального и среднего профессионального образования, секвестирование бюджета лишило их средств для дальнейшего развития. В нынешнем году такие статьи, как текущий и капитальный ремонты, приобретение оборудования и хозтоваров, вообще не финансируются. До смешного доходит: в аудиториях порой нет мела!..

– Говоря о новой системе оплаты труда, вы отметили: ее суть в том, что увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения кадров. Неужели здесь все так жестко увязано?

– Именно так. В этом-то и есть колоссальная проблема. Безусловно, демографическая ситуация складывается неблагополучно как в России, так и в Воронежской области. И этот фактор оказывает свое негативное влияние. Но в большинстве случаев закрытие и реорганизация учебных заведений диктуются лишь соображениями нехватки бюджетных средств на выплату зарплаты работников и на содержание зданий. И эта беда прикрывается модными ныне словами «реструктуризация» и «оптимизация» образовательной сети. Посмотрите статистику – темпы упомянутой оптимизации намного опережают цифры демографического спада, а сейчас и вовсе начался жесточайший прессинг по сокращению кадров образовательных учреждений.

За первой волной уничтожения малочисленных школ области пошла вторая – искусственно подталкиваемая рамками не только заниженного нормативного финансирования, но и письмом бывшего руководителя департамента образования, спорта и молодежной политики Юрия Савинкова «О мерах по сокращению неэффективных расходов средств местного бюджета». Письмо в феврале этого года было направлено во все сельские районы области. И тут пошли звонки с мест с жалобами: о сокращении классов-комплектов, ликвидации и реорганизации школ, тотальном увольнении педагогов. И это в то время, когда учебный год еще не закончился. Цифры указывались беспрецедентные, то есть практически в каждом районе следовало закрыть от пяти до десяти школ.

– Насколько я знаю, у сельских педагогов недавно появилась еще одна проблема -- предпринимаются попытки по ограничению размера коммунальных льгот.

– Действительно, в июле был принят закон Воронежской области № 94–ОЗ, которым натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам сельской местности с 1 января 2010 года заменены на денежные компенсации. Первая попытка такой замены предпринималась областными властями еще в 2005 году. Денежная компенсация была назначена только работающим не менее чем на 0,75 ставки. Ее размер составил 215 рублей в месяц.

Восстановить тогда законность удалось только с помощью прокуратуры области.

И вот новая попытка. Хотя в одной из статей закона и декларируется то, что денежная компенсация будет на сто процентов покрывать расходы педагогов на коммунальные услуги, в другой статье говорится о том, что она станет выплачиваться с учетом нормативов потребления коммунальных услуг. Но о каких нормативах идет речь? Кем и как они будут устанавливаться? В законе на этот счет ничего не сказано.

Между тем в профсоюзе прекрасно помнят о недавней законодательной инициативе депутатов Воронежской областной Думы по ограничению предоставления льгот по оплате коммунальных услуг сельским педагогам, с которой они вышли в Государственную Думу. Речь в законопроекте шла и о нормативах потребления коммунальных услуг. И этот законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении, как ухудшающий социальное положение учителей.

– Что же в связи с этим будет делать профсоюз?


-- Очевидно, что коммунальные новации областных властей противоречат Федеральному закону «Об образовании». Обком профсоюза уже обратился в прокуратуру с заявлением о проверке соответствия 94-го закона действующему законодательству.

Виктор Силин, газета «Коммуна», №133 (25367), 11 сентября 2009 года.


Ссылки по теме
- Педсовет. Когда зарплата не есть стимул… (Газета «Коммуна», 11 сентября 2009 года)

Ресурсы по теме
- Vobkom.ru
- Сайт газеты «Коммуна»

На главную

Профсоюз






Портфель профлидера:
Оплата труда
Соглашения
Коллективный договор
Охрана труда

ВОБКОМ.РФ
Новостная лента Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ

Воронежский обком профсоюза образования добился повышения окладов работникам образовательной сферы области

Фотоновости.
Обком - фотографирует,
Vobkom.ru - публикует


Публичный отчет Воронежской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2022 год (формат-Word, 210 Kb)

Публичный отчет Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за 2015-2019 годы
(формат - PDF, 5,1 МБ)


Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил информационные бюллетени

Воронежский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ разослал профлидерам информационные листки
 
Образование
Программа воспитания Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий победила на всероссийском конкурсе

«Сил уже никаких нет!» – на круглом столе председателей профсоюзных организаций много говорили о перегруженности педагогических работников

Воронежские вузы активно помогают участникам специальной военной операции
 
Регион
Воронежская обладминистрация утвердила величину прожиточного минимума


Все
о коллективном
договоре
Совместительство, совмещение, увеличение объема работы... Ежегодные основные удлиненные и дополнительные отпуска Сокращение численности или штата работников организации Работа
уполномоченного
по охране труда
© 2007-2024 «Vobkom.ru», информационно-аналитический сайт. E-mail: vobkom@yandex.ru
Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Газета «Профсоюзный щит» (рег. № В 1754).
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Vobkom.ru» обязательна.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Vobkom.ru» - http://www.vobkom.ru.
Карта сайта
Rambler's Top100